Инвестиции в акции McDonald’s. Часть 1
Акции McDonald’s
Пожалуй, первое, что приходит в голову, когда речь заходит о фастфуде – это компания McDonald’s, основанный почти 80 лет назад гигант индустрии с почти 38 тысячами ресторанов по всему миру. В следующем году он будет праздновать юбилей – 80 лет со дня создания первого ресторана в Чикаго. Но масштабы бизнеса не всегда означают рост акций.
McDonald’s можно назвать стабильно растущей компанией и именно таковой она и являлась, пока стоимость акций не “забуксовала” на отметке 220 долларов за акцию и затем опустилась в район 190 долларов к ноябрю 2019 года. Казалось бы, нет ничего особенного в том, что акции сделали коррекцию на 13-14 процентов, ведь существует немало бумаг, которые стабильно двигаются вверх, делая время от времени технические откаты.
Но падение акций McDonald’s произошло на фоне новых максимумов на остальных акциях. Индексы каждый день бьют новые рекорды, а самый известный индекс, S&P 500, с августа 2019-го до конца ноября смог прибавить 10 процентов, в то время как McDonald’s за тот же период потерял в стоимости седьмую часть и начал погружаться в паутину интриг и скандалов.
Что же делать инвесторам, которые любят стабильные акции, такие как McDonald’s или Coca-Cola? Останется ли гигант фастфуда такой же стабильной и привлекательной компанией? Стоит ли считать мультипликаторы и коэффициенты по компании все еще интересными и как минимум не сильно переоцененными?
Что может стать своего рода “черным лебедем” для акций компании? Есть ли риски роста конкуренции в индустрии и что делают в последнее время инсайдеры: избавляются от падающих акций или покупают, считая снижение на 14 процентов хорошей возможностью?
Акции McDonald’s – Краткое введение в историю
Наверное, ни один гурман в мире не сможет похвастаться тем, что не пробовал бургер в McDonald’s или не наслаждался куриными наггетсами после работы. Как же удалось основателям, а позже уже и нескольким поколениям менеджеров, создать и сохранить такой имидж или даже культ в весьма незамысловатой и высококонкурентной индустрии?
Итак, на дворе 30-ые годы прошлого века, и потерявшие из-за Великой Депрессии работу братья Ричард и Морис (они же Дик и Мак) решили открыть небольшой кинозал. Предшествующий этому опыт работы в Голливуде должен был помочь братьям в этом бизнесе, ведь они умели сооружать декорации, чем собственно и занимались в Голливуде.
Ничего дельного из этого не вышло и братья переквалифицировались в рестораторов, открыв у дороги небольшую закусочную.
Оборот скоро достиг 200 тысяч долларов в год (можете представить, сколько это в пересчете на сегодняшние доллары, с учетом инфляции?). Закусочная становилась популярной, и Мак и Дик решили поставить дело на поток, соорудив что-то вроде конвейера. Кстати, логотип McDonald’s в виде буквы “М”, похожей на две золотые арки, украшал ресторан уже тогда – тут снова братьям помог опыт декораторов Голливуда.
И все же, это был еще не тот McDonald’s, который мы знаем и “настоящим” ресторан McDonald’s стал после появления в бизнесе другого человека. Его звали Рэй Крок, и его история началась с того, что, будучи собственником фирмы по продаже барных миксеров, однажды он получил достаточно крупный заказ на 10 миксеров.
Может, 10 это не так много, но если учесть, что заказ сделан был теми самыми братьями из придорожного кафе, то объем уже казался достаточно большим, и это не могло не вызвать подозрений у Рэя Крока. «Либо я ничего не понимаю в жизни, либо парни нашли новый способ извлечения денег из миксеров», – сказал себе Крок и взял билет на ближайший поезд.
Каково же было изумление Крока, когда он прибыл в Сан-Бернардино, маленький городок, где располагалась первое заведение McDonald’s, и увидел у заведения с двумя золотистыми арками в виде буквы “М” громадную очередь. Его удивила даже не столько сама очередь, а то, что она двигалась с бешеной скоростью.
Своего рода конвейер Форда в индустрии общепита. Крок понял, что система настолько универсальна, что будет работать в любой точке мира. И знаете, что он сделал? Бросил свой бизнес по продаже миксеров и пошел работать сейлзом (агентом по продажам) в сеть, которая и сетью-то стала благодаря ему, Рэю Кроку.
Мало того, что предприниматели начали открывать рестораны в разных уголках страны, так еще и на поток была выставлена продажа франшиз, за которую платили по 950 долларов и позже отчисляли 1,9 процентов с продаж, откуда полпроцента шло братьям Дику и Маку. Рестораны открывались всюду, и сети принадлежит масса рекордов: к примеру, один из рекордов был установлен в 1990 году в Москве, когда в первый же день работники ресторана накормили 30 тысяч посетителей.
Позже рекорд был побит уже пекинским McDonald’s, и цифра дошла до 40 тысяч.
Открытие ресторанов по франшизе не обошлось и без казусов. Когда в 1971-ом году известный миллиардер Ден Фуджита открывал свой первый McDonald’s, он написал письмо с громким заявлением: «Если мы будем есть гамбургеры и картошку тысячу лет, мы станем выше, наша кожа побелеет и из брюнетов мы превратимся в блондинов».
Понравилась ли японцам идея стать блондинами или вкус еды, а может скорость обслуживания, но уже в 90-х в Японии было 2500 ресторанов McDonald’s. Вот такие культурные особенности продвижения сети быстрого питания.
Продолжение в следующей части…
Адаптация статьи: https://admiralmarkets.com/ru/education/articles/shares/akcii-mcdonalds?regulator=fca
Метка:акции